Главная » Статьи » Психосоматические расстройства

Психосоматические расстройства

Это органические соматические заболевания или заболевания с известным патофизиологическим нарушением, развитие и течение которых связано с влиянием психологических факторов. Использование данного термина для обозначения соматоформных, соматизированных расстройств и тем более реакций личности на заболевание, как это делает А.Б.Смулевич, является достаточно спорным. Во-первых, потому, что соматоформными могут быть расстройства, которые только имитируют соматическую патологию. Во-вторых, в силу того, что соматизированным считается психическое расстройство, в клинической структуре которого существует клинически значимый дисбаланс в сторону преобладания соматической симптоматики. В третьих, по той причине, что реакция личности на болезнь или, точнее, на то, как эта личность воспринимает свою болезнь, проявляется не только психосоматическими симптомами, к тому же вовсе не эти симптомы определяют клинический характер нозогении.

Психосоматическими заболеваниями не являются ипохондрия, физические жалобы при аффективных расстройствах и физическая патология при болезнях зависимости.

Первым психосоматическим расстройством «стала» бессонница, затем к психосоматической патологии стали относить язвенный колит, пептическую язву, головные боли, обусловленные мигренью, бронхиальную астму, ревматоидный артрит, а позже и некоторые другие болезни. Природа психосоматических болезней является совершенно непонятной и непознаваемой, если вслед за Декартом разделить тело и душу как некие абсолютные, независимые одна от другой сущности. К.Ясперс считает, что «граница здесь достаточно зыбка». Тем не менее он не торопится соглашаться с фон Вайцзеккером, который стремится найти психологически понятный элемент в любых болезнях.

Объясняющей могла бы стать гипотеза о том, что психофизиологические структуры влияют каким-то образом и на деятельность внутренних органов. До сих пор нет ясности в том, какие именно психотравмирующие ситуации способствуют развитию психосоматических болезней. Предполагают, что благоприятствует такому развитию высокая и длительная, в течение года, нагруженность стрессами. Существуют гипотеза, что разные и особенно алекситимичные личности склонны к различным психосоматическим заболеваниям, а также гипотеза о том, что различные болезни вызываются разными конфликтами. Некоторые исследователи придерживаются мнения о том, что к заболеваниям приводит неспецифическая генерализованная тревога, сопровождающая конфликты самого разного типа. Связующим звеном между стрессом и психосоматической болезнью, как предполагают, являются вегетативная нервная система и эндокринная система (передняя питуитарно-гипоталамическо-адреналовая ось). Рассмотрим психосоматические болезни по соматическим системам, которые при этом поражаются.

Сердечно-сосудистая система

1. Коронарная болезнь артерий. Вызывает ишемию миокарда. Характеризуется эпизодическими субкардиальными болями (приступами стенокардии), дискомфортом, давлением. Коронарная недостаточность в значительной части случаев влечет развитие инфаркта миокарда. Ф.Данбар личность коронарных больных описал как агрессивно-компульсивную — со стремлением много работать и завоевывать авторитет. Позже Фридман и

Розенман определили тип А и тип Б личностей, причем тип А более связан с развитием коронарной болезни сердца. Личности типа А — ориентированные на действие субъекты, склонные к враждебному соперничеству. Личности типа Б — напротив, спокойные, менее агрессивные и сражающиеся за свои цели менее упорно. У личностного типа А повышено количество липопротеина малой плотности, холестерина сыворотки, триглицеридов и 17-гидроксикортикостероидов, что и способствует развитию коронарной болезни сердца. При лечении заболевания, чтобы ослабить психологические нарушения, назначают транквилизаторы (например, диазепам). При болях используют наркотические анальгетики (например, морфин). Необходима психотерапия для поддержания духа, уверенности в выздоровлении, ослабления стресса, компульсии и напряжения.

2. Выраженная гипертония. Артериальная гипертензия — это повышение артериального давления до значения 160/65 и выше. Встречается часто (например, у 20% взрослых американцев). Лица с повышенным АД внешне вполне адекватны. Они высказывают много жалоб, бывают компульсивными, могут накапливать ярость, хотя открыто гнев не выражают. Заболеванию способствует генетическая предрасположенность; склонность подавлять и репрессировать гнев реализует ее в болезнь. В лечении помимо гипотензивных средств (капотен, капазид, эналаприл, эднит, диратон, кардафлекс и др.) с успехом применяется поддерживающая и поведенческая психотерапия (например, медитация, релаксация, биоподкрепление).

3. Сердечная недостаточность. Снижение объема выбрасываемой сердцем крови снижает тканевой кровоток, влечет застой крови в обоих кругах кровообращения. Конфликты, психические травмы часто влияют на начало или обострение болезни. Психотерапия играет поэтому важную роль в лечении болезни.

4. Вазомоторный (вазодепрессивный) обморок. В результате снижения симпатоадреналовой и повышения вагоинсулярной активности падает объем выбрасываемой крови, в силу вазодилатации уменьшается сопротивление периферических сосудов, развивается брадикардия. Нарушение кровоснабжения мозга и гипоксия становятся причиной обморока. Все эти процессы как бы запускаются испугом или острым страхом. Необходима психотерапия: определение причины психической травмы и повышение устойчивости к ней. При ортостатическом коллапсе больному рекомендуют медленный переход в положение стоя; во время обморока ноги пациента нужно приподнять.

5. Сердечные аритмии. С эмоциональной травмой могут быть связаны угрожающие жизни аритмии (желудочковая тахикардия, желудочковая фибрилляция), синусовая тахикардия, изменения волн ST и T, желудочковая эктопия, повышение катехоламинов плазмы и концентрации свободных жирных кислот. Эмоциональная аритмия требует назначения психотерапии и бета-блокаторов.

Аритмия может быть одним из многих симптомов панической атаки

6. Психогенные сердечные жалобы у лиц, не страдающих заболеваниями сердца. Речь идет о кардиофобии и даже бреде болезни сердца, относится к тревожному расстройству; в МКБ-10 упоминается среди проявлений соматоформной вегетативной дисфункции как синдром Да Коста (G45.30). Это также синдром «нейроциркуляторной астении», описанный Да Коста под названием «раздраженное сердце». Существует еще 20 названий этого плохо очерченного расстройства. Заболевание начинается в возрасте 12–22 года, но бывает и в среднем возрасте, вдвое чаще встречается у женщин. Течет хронически с периодическими обострениями.

Диагностические критерии: 1) дыхательные жалобы, такие как болезненное дыхание, невозможность глубоко вздохнуть, удушье и одышка; 2) сердцебиение, боли в груди или дискомфорт; 3) нервозность, головокружение, слабость или дискомфорт в толпе; 4) чрезмерная утомляемость или ограничение активности и 5) сильная потливость, бессонница и раздражительность. Если в проявлениях болезни преобладают фобии, эффективна психотерапия, выявляющая враждебность, неприемлемые сексуальные импульсы, зависимость, чувство вины, страх смерти. Программы физического воздействия (обучение правильному дыханию, например) сочетаются с групповой психотерапией. При значительной тревожности назначают транквилизаторы (диазепам), при астении — ноотропы, при вегетодистонии — анаприлин.

Дыхательная система

1. Бронхиальная астма. Заболевание бронхиальных воздушных путей, реагирующих на разные стимулы сужением бронхов, чрезмерной секрецией и отеком. Астматикам, считается, свойственна повышенная потребность в зависимости. Ф.Александер считает, что психодинамическим конфликтным фактором является сильная бессознательная потребность в защите и ласке со стороны матери или заменяющего ее лица. Если поддержка, когда нужно, не появляется, развивается приступ астмы. Некоторые пациенты выздоравливают, если их разлучают с матерью («парентэктомия»). Используются разные методы психотерапии. Астматиков следует лечить совместно терапевтам, аллергологам и психиатрам.

2. Сенная лихорадка. Возникает при сочетании сильных психологических факторов с аллергическими элементами. Один фактор может доминировать над другими, они могут также чередоваться по значимости. При лечении сочетаются психиатрические, соматические и аллергические факторы.

3. Гипервентиляционный синдром. В связи с тем или иным эмоциональным состоянием пациенты в течение нескольких минут дышат глубоко и быстро, затем из-за сужения сосудов мозга и респираторного алкалоза возникает головокружение и наступает обморок. Могут быть также парестезии, карпопедальный спазм. Важно исключить такие состояния, как эпилептический и истерический припадки, вазовагусный или гипогликемический приступ, инфаркт миокарда, приступ бронхиальной астмы, порфирию, болезнь Меньера, феохромацитому, а также приступ тревожности, паническую реакцию, психотический эпизод, личностное расстройство. Лечение сводится к переобучению дыхательным навыкам в ситуациях, которые провоцируют приступ, а также к избеганию таких ситуаций. Приступ можно оборвать, если пациент подышит в бумажный мешочек.

Пищеварительная система

1. Пептическая язва. Характеризуется изъязвлением мембраны желудка и двенадцатиперстной кишки, достигающим мышечного слоя, в областях, доступных воздействию желудочного сока и пепсина. Развитие болезни, по Ф.Александеру, связано с фрустрацией выраженной потребности в зависимости. Этот бессознательный конфликт перерастает в интенсивную орально-рецептивную потребность в зависимости, заботе и ласке, что, в свою очередь, влечет бессознательный регрессивный голод или гнев. Наступающая при этом вагусная гиперактивация приводит к гиперсекреции желудочного сока, что при наследственной готовности к болезни или при гастрите порождает заболевание. Согласно неспецифической теории, стресс и тревога при любых конфликтах и у любых типов личности вызывают гиперактивность желудка и гиперсекрецию пепсина, а затем и язву (подобно тому, как электротравмы вызывают у собаки язву). Медикаментозное лечение (циметидин, ранитидин, фамотидин, низатидин и др.), специальная диета сочетаются с психотерапией, направленной на конфликты, связанные с зависимостью больного; бывают полезны биоподкрепление, релаксация.

2. Язвенный колит. Это хроническое воспалительное изъязвление толстого кишечника с кровавым поносом, иногда — с региональным воспалением кишечника и синдромом нарушения пищеварения. У пациентов преобладают компульсивные личностные черты: опрятность, склонность к порядку и пунктуальности, застенчивость и сдержанность в проявлениях гнева, гиперинтеллектуальность. Ключевым моментом в развитии болезни Ф.Александер считает неспособность пациента выполнить обязательства по отношению к главной фигуре своей зависимости. Это стимулирует орально-агрессивные ощущения, вызывая чувство вины и тревоги. «Одарение» кровавым поносом приводит к восстановлению. Указывают также на патологические отношения мать-ребенок, отчего возникают чувства «безнадежность-бесполезность» и «комплекс отказываться — сдаваться». Есть и такая теория: неспецифические стрессы многих видов могут вызывать язвенный колит. Медикаментозное лечение включает назначение антихолинергических и антидиарейных средств, в тяжелых случаях — преднизолона; против поноса хорошо помогают препараты с висмутом. В острой фазе показана поддерживающая психотерапия, при хронических проявлениях — более интерпретативная психотерапия.

Читайте также:  Осиплость голоса. Лечение осиплости голоса у детей

Нарушения веса

1. Ожирение (масса тела на 20% превышает стандартную). Имеется наследственное расположение к ожирению, важны и факторы раннего развития в детстве. Это значит, что у тучных детей повышается число корковых клеток (гиперпластическое ожирение), тучность у взрослых является результатом гипертрофического ожирения (увеличения размера жировых клеток). Психологические факторы важны для гиперфагического ожирения (переедание). Среди психодинамических факторов переедания называют оральную фиксацию, оральную регрессию и сверхценное отношение к пище; бывает булимия, связанная с кутежами. Развитию ожирения могут способствовать пренебрежение к своему внешнему виду, плохое питание в раннем детстве. Лечение: диета, а также эмоциональная поддержка и специальное поведение для борьбы с тревогой и депрессией.

2. Нервная анорексия. Встречается в 0,37% на 100 тыс. населения в год, чаще в пубертатный период; мальчики составляют 4–6% от всех больных с нервной анорексией. Ранняя психодинамическая теория гласила, что больные анорексией отвергают путем голодания желание забеременеть, т. к. воображают, что могут забеременеть через рот. Другая теория постулирует зависимую успокоительную связь между теплым, но пассивным отцом и виной за агрессию к амбивалентно рассматриваемой матери. Другие авторы описывают расстройство схемы тела (отрицание своей истощенности), расстройство самовосприятия (нежелание или отказ признать истощенность, слабость, голод) и чувство несостоятельности, обусловленное ложным выученным опытом. Есть и теория, по которой болезнь представляет собой фобическую реакцию избегания пищи вследствие сексуального и социального напряжения в период пубертата; голодание редуцирует сексуальный интерес, что, в свою очередь, ведет к еще большей голодовке.

Диагностические критерии: 1) отказ поддерживать массу тела на уровне минимальной нормы (до 15% от нормы) и невозможность добиться ожидаемой прибавки в весе тела во время периода роста; 2) сильный страх перед увеличением массы тела даже в период очевидного истощения; 3) ощущение себя «жирным», «слишком жирным» даже при истощении; 4) у женщин отсутствие по меньшей мере трех последовательных менструальных циклов, которые ожидались (считается, что у женщины аменорея, если менструация возникает только под действием вводимого гормона, например эстрогена). При лечении очень важен контроль за тем, как пациент принимает пищу, воду, а также за естественными отправлениями.

Необходимо проследить, чтобы пациент не принимал аноректики, слабительные, диуретики, не вызывал рвоту, чтобы съедал, а не прятал пищу. Необходимо устранить дегидратацию, электролитный дисбаланс. Поведенческая психотерапия содержит много положительных подкреплений и привилегий, способствует армированию внешней мотивации принимать пищу и жидкости. Из лекарств рекомендуют аминазин, а с недавнего времени — антидепрессанты, в частности амитриптилин. Используется и ципрогептадин, а иногда — ЭСТ (особенно при наличии выраженного депрессивного компонента). Семейная психотерапия применяется как средство изучения внутрисемейных отношений и устранения «вторичного удовлетворения» пациента от своего расстройства.

Заболевания скелетных мышц

1. Ревматоидный артрит. Проявляется мышечными болями из-за воспаления в суставах. Пациенты ощущают скованность, конечности как бы связаны, движения ограничены. Предполагают, что психологический стресс вызывает предрасположение к болезни; в значительной мере она связана с наследственными, аллергическими, иммунологическими факторами. Медикаментозное лечение боли и артрита сочетают с психотерапией (внушение уверенности в успехе, поддерживающая во время острого приступа и интерпретативная во время хронической фазы).

2. Боли в пояснице. Имеются в виду боли психосоматической природы, когда позвоночник не изменен, нет неврологической патологии, а боли очень интенсивны, лишают трудоспособности, часто их появление по времени совпадает с психологической травмой или стрессом. Больные демонстративны либо обнаруживают депрессию, сильную тревогу. Локализация боли редко соответствует нормальному анатомическому распространению нервных окончаний. При лечении в качестве анальгетиков используют аспирин, диазепам (как миорелаксант и анксиолитик). Используются физиотерапия, ЛФК, а из методов психотерапии — релаксация, биологическая обратная связь и поддерживающая психотерапия, направленная на вызвавшую болезнь эмоциональную травму.

Головные боли

Большинство головных болей связано с психологическими стрессами; стрессы могут, кроме того, негативно влиять на органические головные боли. Психосоматические головные боли есть вегетативные реакции на сознательные и бессознательные конфликты, они по своей природе не являются символическими. Под психогенными понимают головные боли при тревоге, депрессии, ипохондрии, бреде, а также конверсионные головные боли истериков. В любом случае головной боли необходимо тщательное обследование (КТ, ЯМРТ и др.).

1. Мигрень. Это пароксизмально возникающая сосудистая головная боль (с желудочно-кишечными нарушениями или без таковых). Возможно, это состояние связано с нарушениями внутричерепного кровообращения. У 2/3 пациентов кто-то из родственников страдает таким же или подобным расстройством. Лица, склонные к педантизму, навязчивостям, подавляют свой гнев и генетически расположены к мигрени. Головная боль у них может развиться и в результате тяжелых неспецифических эмоциональных конфликтов или стрессов. Мигрень лучше лечится во время продромального периода эрготамином, анальгетиками. При частых приступах показаны анаприлин, фенитоин. Имеются сведения о позитивном значении психотерапии, снижающей влияние конфликтов и стрессов, и некоторых поведенческих методов (например, биологической обратной связи).

2. Мышечная головная боль. Вызывается эмоциональном стрессом, если он влечет длительное сокращение мышц головы и шеи, а следовательно, сокращение кровеносных сосудов и ишемию. Это тупая, ноющая боль, часто начинается в нижней части затылка и может распространяться на всю голову; бывает ощущение, будто голова туго перевязана лентой. Иногда до головы больно дотронуться. В отличие от мигрени головная боль двусторонняя, не имеет продрома, протекает без тошноты и рвоты. Чаще возникает к вечеру, иногда после того, как спадает связанное со стрессами на работе давление.

Если семейное и персональное давление равны или превышают давление на работе, боли могут усиливаться поздно вечером, в выходные дни, в отпуске. К расстройству более склонны личности типа А, конфликтные, «натянутые как струна». В острой стадии им помогает лечение анксиолитиками, миорелаксантами, массажем, согреванием головы и шеи. При депрессии назначают антидепрессанты. Из психотерапии лучшим методом является тот, что учит избегать или справляться с напряжением. Некоторым больным помогает электромиографическая обратная связь от лобных и височных мышц.

Хроническая боль

Связана с констелляцией множества факторов, в том числе личностных и культуральных. Обычно рассматривается как соматоформное расстройство. В лечении пациентов используются психотерапия и психотропные средства (антидепрессанты, транквилизаторы, фенотиазины). Важно избегать медикаментов, вызывающих привыкание.

Кожные заболевания

1. Генерализованный зуд. Известно, что зуд, щекотка и боль проводятся по одним и тем же афферентным волокнам и различаются только по частоте электрических импульсов. Зудящие дерматозы имеют множество причин: чесотка, педикулез, укусы насекомых, крапивница, контактный дерматит, стригущий лишай, потница. Внутренними причинами зуда могут быть сахарный диабет, нефрит, подагра, болезни печени, щитовидной железы, пищевая аллергия, болезнь Ходжкина, лейкоз, рак. Зуд бывает во время беременности и в старости.

«Генерализованный психогенный пруритус» связан с эмоциональными конфликтами, вызывается репрессированными гневом или тревогой. Как личности пациенты обнаруживают необычайную потребность в ласке. Расчесывание кожи как бы доставляет удовольствие, замещающее фрустрированную потребность в ласке. Кроме того, расчесывание — это и проявление аутоагрессии.

2. Локализованный зуд. Пруритус заднего прохода возникает по разным причинам (гельминты, раздражающие выделения, грибки, недостаточность пищеварения, лекарственная интоксикация). По выздоровлении пруритус продолжает, однако, «жить своей жизнью», возможно, за счет воспаления. Больные сильно страдают. Исследования показали, что расстройству часто предшествуют личностные отклонения и эмоциональные расстройства. Пруритус влагалища часто бывает у женщин с сексуальной фрустрацией в анамнезе. Расчесывание рассматривается как символическая форма мастурбации. Всегда необходимо тщательное соматическое исследование, психологизация любого расстройства может завести слишком далеко.

3. Гипергидроз. Различают две формы потливости: эмоциональную и термальную. Эмоциональная (страх, ярость, напряжение) появляется сначала на ладонях, подошвах и под мышками. Термальная потливость более заметна на лбу, шее, спине и дорсальной поверхности кисти и предплечья. При длительном эмоциональном стрессе чрезмерная потливость может приводить к вторичным изменениям со стороны кожи: кожным высыпаниям, волдырям, инфекциям. Это, в свою очередь, может лечь в основу ряда кожных болезней. В целом гипергидроз может рассматриваться как феномен тревожности, опосредованный вегетативной нервной системой; его следует отличать от гипергидроза, вызванного лекарствами. Гипергидроз наблюдается также при вегетодистонии, нарушениях сна, тучности, эндокринной патологии, чрезмерном употреблении жидкости.

Бронхиальная астма психосоматика заболевания у взрослых

Психотерапия у детей и подростков с бронхиальной астмой

Бронхиальная астма — типичное для детского и подросткового возраста психосоматическое заболевание с явной тенденцией к хроническому течению. В целом, понятия «психосоматические», или «психофизиологические», заболевания включают расстройства с соматической симптоматикой и отчетливой органической патологией, при которых, однако, причиной или поддерживающими болезнь факторами могут быть психические влияния.

Для последних десятилетий характерно все более настороженное отношение к постулату о причинной связи между психическими влияниями (например, травмирующими переживаниями, продолжительными конфликтами) и соматическими проявлениями болезни (повреждениями тканей различных органов).

Читайте также:  Затруднение выдоха

Под бронхиальной астмой мы понимаем приступы удушья с удлиненным и затрудненным выдохом, связанные со спазмами гладкой мускулатуры малых бронхов и бронхиол. Учащение таких приступов может угрожать жизни. В промежутках между приступами часто не бывает никаких жалоб.

Бронхиальная астма — наиболее частое хроническое заболевание в детском и подростковом возрасте. В больших детских популяциях им страдают около 2—4% детей. В ФРГ сообщается о частоте 1—2%. 30—40% случаев манифестируют в пубертатном возрасте. Ведущим в клинической картине является астматический приступ, обусловленный спазмами гладкой мускулатуры бронхов с гиперсекрецией слизи, а иногда и отеком.

Классификация бронхиальной астмы

Современные схемы классификации отражают упомянутую выше необходимость осторожного отношения к тезису об очевидной связи между психическими воздействиями и соматическими изменениями при так называемых «классических» психосоматических заболеваниях, к которым относится бронхиальная астма. Это не означает, что при бронхиальной астме психические влияния не играют никакой роли.

В МКБ-10 различные формы астмы включены в рубрику «психологические и поведенческие факторы, связанные с заболеваниями, классифицированными в других разделах» (F 54). Поясняется: «Эта категория должна использоваться для регистрации наличия психологических или поведенческих факторов, играющих существенную роль в этиологии соматических заболеваний, классифицируемых в других главах МКБ-10». Органические компоненты регистрируются дополнительно под рубрикой J 40—J 47, включающей «хронические заболевания нижних дыхательных путей».

Относительно этиологии и патогенеза сегодня считают, что бронхиальная астма должна рассматриваться главным образом в рамках мульти-факторной теории, пытающейся интегрировать различные моменты, способствующие развитию заболевания или провоцирующие приступы.

Предполагают наличие генетической предрасположенности, приводящей к манифестации болезни при воздействии различных провоцирующих факторов (инфекции, иммунологической реакции, эмоциональной нагрузки). Важную роль при этом играют психологические и семейные отягощающие ситуации. Они не являются единственными или ведущими причинами, но имеют значение для возникновения и поддержания болезни в целом или астматического приступа.

Эта осторожная и умеренная гипотеза об этиологии и патогенезе бронхиальной астмы учитывает тот факт, что многие ранее сформулированные психогенетические теории (например, теории специфической личностной структуры, специфических семейных конфликтов или специфических отношений между матерью и ребенком) были опровергнуты эмпирическими исследованиями. Взаимосвязи между различными обсуждаемыми факторами представлены на рисунке.

Причины бронхиальной астмы

Психологическая поддержка детей и подростков с бронхиальной астмой

В соответствии с многочисленностью факторов, имеющих отношение к возникновению и сохранению симптомов бронхиальной астмы, варьируют методы психологической поддержки: используются индивидуальные, групповые и семейно-терапевтические подходы. Их можно систематизировать следующим образом:

1. Применение психотерапии в дополнение к медикаментозному лечению и общему образу жизни пациента. Этот принцип эффективен при всех психосоматических (психофизиологических) заболеваниях. Подробно разъясняя пациенту и его семье природу заболевания, необходимо в первую очередь содействовать тому, чтобы принимались и проводились необходимые мероприятия соматической терапии.

2. В сфере психотерапии хорошо зарекомендовали себя следующие мероприятия:
• попытка устранить астматические приступы с помощью методов поведенческой терапии (например, путем систематической десенсибилизации или методики оперантного обусловливания);
• методики релаксации (такие, как аутогенный тренинг) для устранения страха — по показаниям;
• индивидуальная разговорная терапия (глубинно-психологическая или конфликт-центрированная), если предварительное исследование выявило серьезные личностные конфликты. Она ориентирована, как правило, на ближайшее окружение пациента (школа, семья, профессиональная ситуация);
• проблемо-центрированная семейная терапия, если в семье имеются неразрешимые конфликты, выражено стремление избегать их или сформировались альянсы, постоянно наносящие вред пациенту;
• хорошо зарекомендовали себя и методы групповой терапии, применяемые для устранения социальной изоляции детей или подростков и помогающие им почувствовать, что они не одиноки со своими проблемами. Групповая терапия дает также возможность обсуждать стратегии преодоления трудностей и сравнивать их у детей и подростков.

Наряду с этими общими принципами существуют и стандартизированные психотерапевтические программы, чаще всего на базе поведенческой терапии. Они исходят, как правило, из функционального анализа астматического процесса, причем объективно фиксируются наиболее частые (поведенческие эксцессы) и редкие (поведенческие дефициты) варианты поведения во взаимосвязи с астматическими приступами.

Для самих мероприятий поведенческой терапии важно выбрать соответствующую мишень. Эта терапевтическая мишень может существовать на разных уровнях:
• на уровне физиологических измерений (объем выдоха, частота дыхания и т. п.);
• на уровне симптоматики, сообщаемой самим пациентом (например, страх, раздражительность, утомляемость, чувство обделенности вниманием);
• на уровне объективных данных о поведении (таких, как число приступов астмы в неделю, число посещений врача).

После тщательного функционального анализа, учитывающего все три названных уровня, следует вмешательство, направленное на соответствующие симптомы. При этом могут применяться различные методы поведенческой терапии (методики релаксации, биологическая обратная связь, систематическая десенсибилизация, когнитивные стратегии контроля и т. д.).

Использование различных мероприятий зависит от результатов анализа поведения. Методы релаксации и тренинг с использованием биологической обратной связи применяются тогда, когда имеется выраженное состояние страха и напряжения. Когнитивные стратегии контроля используются втех случаях, когда пациент либо недооценивает свои симптомы, либо придает им чрезмерное значение. Он должен научиться оценивать свою симптоматику.
Так как способы лечения различны в зависимости от исходного состояния, трудно рекомендовать общую программу. Она может строиться из разных элементов с учетом особенностей данного случая.

Прогноз бронхиальной астмы у детей и подростков

Несмотря на интенсивные психотерапевтические меры и комбинированную психологическую и медикаментозную терапию, примерно у 25% больных детей и подростков болезнь переходит в хроническую форму (меньше чем у половины из них — в тяжелую).

Согласно Штейнхаусену, бронхиальная астма, начинающаяся в детстве, характеризуется у 30% больных наступлением длительной стабильной ремиссии, у 20% — ремиссией в периоды отсутствия аллергенов, и еще у 20% — развитием других аллергических симптомов или заболеваний. Летальность составляет 1%. Если клиническая симптоматика возникает лишь во время инфекций, прогноз особенно благоприятен. Неблагоприятные прогностические факторы — высокая частота приступов и сочетание астмы с экземой.

В остальном следует согласиться, что психологические факторы сильно влияют на течение бронхиальной астмы и это позитивно отражается на целенаправленном применении психотерапии.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология»

Особенности психосоматики бронхиальной астмы

Статьи

Генетическая предрасположенность и внешние факторы играют роль в развитии бронхиальной астмы. Стресс может быть одним из триггеров приступа. Психосоматическая форма заболевания развивается у пациентов с определенными чертами характера.

В статье подробно рассказывается, какие люди более подвержены этому заболеванию и насколько важна психотерапия для их выздоровления.

Психосоматические причины

Бронхиальная астма — хроническое заболевание, которое сопровождается приступами одышки. Одна из распространенных форм — психогенное или психосоматическое заболевание. Это происходит как реакция организма на стресс или психологическую травму.

Чаще болезнь развивается у детей и подростков, имеющих сильную эмоциональную зависимость от матери.

Психогенная бронхиальная астма возникает у людей с определенными чертами личности. К ним относятся:

  • повышенная тревожность и склонность к тревоге;
  • зависимость от мнения окружающих — родителей, учителей и других;
  • эмоциональная и физическая скованность;
  • неверие в себя, свое будущее и окружающих;
  • неумение изложить свою точку зрения;
  • Жалость к себе и постоянное чувство бессилия;
  • необходимость контроля или строгой дисциплины из-за отсутствия чувства безопасности;
  • повышенное чувство совести, элементарной вины и готовность брать на себя ответственность за происходящее вокруг;
  • внутренний или родительский запрет на выражение агрессии или других негативных чувств.

Именно из-за черт личности с той же наследственной предрасположенностью одни люди заболевают астмой, а другие остаются здоровыми.

К причинам развития психосоматической астмы у взрослых и детей можно отнести:

  1. Сильная психологическая травма — потеря любимого человека, распад семьи, серьезный конфликт, потеря имущества и другие стрессовые ситуации.
  2. Хронический стресс — длительное пребывание во враждебной группе; сильное психологическое давление со стороны родителей, учителей и менеджеров; жизнь в неблагополучной семье. В таких ситуациях постепенно накапливаются негативные воздействия на нервную систему.
  3. Психологическая травма, полученная в детстве, и возникшие в результате внутренние конфликты.
  4. У детей с особенностями личности рождение младшего брата или сестры может спровоцировать приступы астмы. Для них это мероприятие представляет собой риск потерять внимание и заботу родителей.

В психологии и психотерапии существует несколько теорий формирования бронхиальной астмы:

  1. С точки зрения психоанализа припадок — это выражение подавленного плача. В младенчестве плачущий ребенок зовет мать на помощь и тем самым снижает уровень дискомфорта для себя. Со временем этот образец поведения укрепляется в человеке.
  2. Болезнь как механизм защитной реакции. Развитие приступа помогает уйти от невыносимой жизненной ситуации, отвлечь внимание от острого конфликта, избежать решения сложной проблемы. Эта модель характерна для пациентов с истероидными чертами характера.
  3. Атака как способ привлечь внимание, манипулировать людьми в семье или другом коллективе. В этом случае действия окружающих полностью подчинены интересам пациента.
  4. По словам Луизы Хэй, причина астмы как психосоматического заболевания — подавление чувств.
  5. Известный психолог Лиз Бурбо считает, что в основе приступов астмы лежит конфликт между желанием и невозможностью получить желаемое. Пациент жаждет внимания, но ему трудно уделять внимание другим.
Читайте также:  Спирива ингалятор инструкция по применению при астме

Бронхиальная астма — это многофакторное заболевание. Его развитие основано на комплексе генетических, иммунологических и других причин. Психологический стресс является основным пусковым механизмом этой формы БА.

Профилактика включает в себя нормализацию психологического климата в семье, на работе, в учебных заведениях, коррекцию личностных качеств, обследования у психолога. Избегайте стресса и научитесь эмоционально расслабляться.

Клинические проявления

Первые симптомы психосоматической астмы могут появиться в детском или подростковом возрасте. Ранние симптомы включают:

  • Одышка, возникающая на фоне волнения, стресса, страха;
  • сухой компульсивный кашель;
  • мелкий, быстрыйдыхание: вдох короткий, выдох длинный и затрудненный;
  • свист и хрип, слышимый издалека.

Клинические симптомы со временем ухудшаются. Характерные симптомы бронхиальной астмы:

  1. Одышка или удушье, возникающие в любое время дня. Это может обостриться, когда вы взволнованы, с неприятными воспоминаниями.
  2. Внезапный сухой кашель, развивающийся с одышкой. Больной безуспешно пытается кашлять. В конце приступа может выделяться прозрачная липкая мокрота.
  3. Сухие хрипы и шипение в груди при дыхании. Эти шумы могут быть слышны на расстоянии.
  4. Длинный тяжелый выдох, одышка.
  5. Увеличение частоты сердечных сокращений.

В течении болезни бывают приступы, фазы обострения и ремиссии. В период ремиссии пациент может чувствовать себя здоровым и не испытывать дискомфорта. Во время обострения частота и тяжесть приступов увеличиваются. Они возникают на фоне стресса, страха и неприятных воспоминаний. Одышка и кашель могут спровоцировать разговор об объекте страха или конфликта, просмотре фото или видео.

Симптомы приступа астмы:

  • Ощущение давления, тяжести в груди;
  • Затруднение на выдохе (выдыхательная одышка);
  • шум, хрипы и шипение в груди;
  • сухой беспокоящий кашель;
  • пятна на коже лица и рук;
  • неспособность говорить;
  • характерная ортопедическая поза — пациент сидит и упирается руками в кровать или стул, спина напряжена, а корпус слегка наклонен вперед, что облегчает выдох;
  • Видны движения вспомогательных мышц, участвующих в акте дыхания (между ребрами, под ключицами);
  • у младенцев могут быть раздутые ноздри;
  • пульс частый.

Это состояние может сопровождаться тревогой, панической атакой. По окончании приступа у пациента выделяется стекловидная липкая мокрота.

Диагностика

Для достоверного диагноза бронхиальной астмы необходимо учитывать анамнестические данные пациента, его объективное состояние и причины, вызвавшие заболевание.

В разговоре с пациентом врач узнает:

  • что связано с возникновением приступов;
  • были ли в его жизни сильные эмоциональные потрясения;
  • психологический климат в семье, в школе или на работе;
  • терпеливые черты характера — неуверенность в себе, чрезмерная ответственность, вина, чрезмерные ожидания и другие характеристики
  • личное отношение и реакции в различных ситуациях (что произойдет, если вы забудете принять лекарства дома)
  • родительские характеристики;
  • Семейный анамнез бронхиальной астмы.

Вся эта информация позволяет понять, что основная причина заболевания — психосоматическая.

Тщательный сбор анамнеза и использование дополнительных методов исследования позволяют дифференцировать разные типы астмы:

Бронхиальная астма. «Новый» взгляд на причины болезни

Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей не инфекционной природы, которое характеризуется гиперреактивностью и вариабельной обструкцией бронхов. Проявляется приступом удушья, кашля или затруднения дыхания, особенно ночью и утром.

Центротерапия в клинике 'Легкое дыхание'

Факторы, вызывающие астму

Несмотря на то, что бронхиальной астмой люди болеют с давних времен, эффективное лечение этого заболевания является проблематичным. Именно поэтому продолжаются исследования механизмов болезни и разработки новых эффективных схем и методов лечения.

По современным представлениям к возникновению и прогрессированию бронхиальной астмы приводят внутренние и внешние факторы (по данным глобальной стратегии лечения и профилактики бронхиальной астмы – GINA).

Внутренние факторы, провоцирующие болезнь:

  • гены, предрасполагающие к развитию реакций аллергического типа;
  • гены, предрасполагающие к повышенной реактивности бронхов;
  • излишний вес;
  • половая принадлежность (женщины болеют чаще мужчин).

Внешние факторы, провоцирующие болезнь:

  • бытовые аллергены (клещи домашней пыли, шерсть животных, плесень);
  • аллергены из внешней среды (плесневые и дрожжевые грибы, пыльца растений);
  • инфекции (чаще вирусные);
  • профессиональный (контакт с веществами, вызывающими аллергические реакции);
  • воздействие табачного дыма (активное и пассивное курение);
  • загрязнение воздуха.

Аллергической гипотезе возникновения бронхиальной астмы в наше время уделяется особое внимание. Вся лечебная тактика построена на устранении аллергического воспаления в бронхах путем использования, в основном, гормональных препаратов.

Воспалительный процесс в дыхательных путях при астме тесно взаимосвязан с гиперреактивностью бронхов и контактом с аллергеном, тем не менее, по данным GINA, механизмы этой взаимосвязи полностью не изучены.

Поэтому, несмотря на различные схемы лечения, предложенные за последние 20 лет, не удалось достичь значимого прогресса в избавлении пациентов от болезни. Пациенты вынуждены пожизненно принимать гормональные препараты.

Вся ли правда в аллергенах?

Астма и эпилепсия: от Гиппократа к современникам

Еще знаменитый врач древности Гиппократ обнаружил сходство бронхиальной астмы с эпилепсией. В своем труде, посвященном эпилепсии, он отмечал схожесть приступов астмы и эпилепсии за счет спастического компонента. В 10-11 вв. Ибн Сина в «Каноне врачебной науки» описывал астму, как заболевание, сходное с эпилепсией по характеру спастических приступов. Схожесть симптомов астмы с эпилепсией доказывало, что у них общий пусковой механизм в виде нарушения регуляции нервной системы.

Нейрогенный механизм в развитии астмы подтвержден и грузинскими учеными. Они обнаружили схожесть механизмов развития астмы, невралгии тройничного нерва и мигрени. Во время приступов астмы, как и при эпилепсии, происходит спазм определенной группы мышц дыхательных путей, причем без потери сознания больными. Кроме того, перед приступами астмы и эпилепсии больные ощущают ауру. В ходе исследования для лечения астмы назначались противоэпилептические препараты. Учеными было установлено, что в 70% случаев карбамазепин и его аналоги прекращали развитие приступов астмы и за 2 – 3 месяца нормализовали функцию внешнего дыхания. Кроме того, на фоне приема антиконвульсантов аллергены, физическая нагрузка и изменение погоды не вызывали приступы астмы. Даже если у пациентов развивались какие-либо проявления аллергии (крапивница, дерматит), приступов бронхиальной астмы не было. Положительные эффекты лечения объяснялись тем, что антиконвульсанты устраняли нейрогенный пусковой механизм в развитии заболевания.

Проведенное исследование и лечебная практика подтверждают, что нарушения в нервной системе при бронхиальной астме значимы, так как нервная система является интегратором и регулятором всех процессов в организме.

Хотя иммунные механизмы описаны при определенных формах бронхиальной астмы, но следует понимать, что нервная система контролирует иммунные реакции. При нарушении нервной регуляции возможны нарушения и иммунных реакций.

Немного о психосоматике

Есть еще одно весьма существенное доказательство роли нервного (психоэмоционального) фактора в возникновении бронхиальной астмы, который в настоящее время недооценен.

В середине прошлого столетия американский врач, основатель психосоматического направления в медицине Ф. Александер определил семь заболеваний, которые были отнесены к психосоматическим. В «Чикагскую семерку» вошла и бронхиальная астма. Следует напомнить, что основа психосоматических болезней – нарушения в психоэмоциональной сфере. Сегодня благодаря трудам нейрофизиологов, нейропсихологов, патофизиологов раскрыты механизмы, лежащие в основе развития психосоматических заболеваний.

Кратко это выглядит следующим образом:

  1. Во время психотравмирующей ситуации в эмоциогенных структурах головного мозга (в лимбической системе) возникает очаг повышенного возбуждения, интенсивность которого тем выше, чем выше степень эмоционального переживания.
  2. Лимбическая система анатомо-функционально тесно связана с ретикулярной формацией ствола головного мозга, образуя лимбико-ретикулярный комплекс. Он, в свою очередь, имеет теснейшие связи с подкорковыми нервными центрами – структурами управления органами и системами.
  3. Интенсивный и (или) длительный очаг возбуждения в лимбической системе благодаря вышеуказанным внутрикомплексным нейрональным связям вызывает нарушения в подкорковых нервных центрах. В результате нарушения работы нервных центров возникают симптомы болезни.

Выводы:

Современная медицина недооценивает роль психоэмоционального фактора как значимого звена в патогенезе заболеваний, а также роль нарушений в управляющих подкорковых структурах головного мозга. В подтверждение этому отсутствуют указанные факторы в перечне GINA. В других медицинских источниках, написанных, как правило, клиницистами, нейрогенный фактор упоминается вскользь без подробного раскрытия конкретных механизмов. Следует учитывать, что различные формы иммунных процессов при бронхиальной астме проходят под контролем нервной системы. Поэтому в генезе аллергического воспаления всегда присутствуют иммунопатологические и нарушенные нервные механизмы регуляции.

Игнорирование указанных факторов и механизмов приводит к соответствующему подходу: точка приложения лечебных усилий направлена не на органы управления, а на их подконтрольные структуры – бронхи (попытки устранить спазм и гиперсекрецию слизи, уменьшить воспаление). При таком подходе нарушения в структурах управления (подкорковых нервных центрах), а также очаги повышенного возбуждения в лимбической системе, не устраняются.

Центротерапия в лечении бронхиальной астмы

Центротерапия является методом, направленным на устранение нарушений в структурах управления (подкорковых нервных центрах), что объясняет ее высокую эффективность в лечении широкого спектра заболеваний, в том числе бронхиальной астмы. Метод немедикаментозный, разработан более 100 лет назад во Франции.

Практически у 70% пациентов удается добиться длительной ремиссии. Сочетание центротерапии и медикаментозного лечения помогает значительно сократить дозу гормонов или не повышать ее, в связи с увеличением длительности безрецидивного течения. Решение о снижении дозы препарата принимает лечащий врач (аллерголог, пульмонолог).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.