Большое количество выдающихся индивидуумов в истории имели различные отклонения в развитии, и малыши из обычных семей также обладают своими талантами и успехами. В реальной жизни им часто бывает сложно установить контакт со сверстниками, иногда из-за своего заболевания, но чаще всего из-за предвзятости общества. Новый персонаж телевизионного шоу «Улица Сезам» иллюстрирует, как можно играть, общаться и расти вместе с другими детьми. Слушаем мнение экспертов, а также родителей детей с расстройством аутистического спектра (РАС).
Персонаж из «Улицы Сезам»: равноправный с другими
В процессе доверительного разговора поведенческий терапевт Лилия Ракшенко подчеркивает, что многие родители задают себе вопрос о возможных опасностях общения с ребенком, который столкнулся с такими диагнозами, как аутизм или ДЦП. К сожалению, такие вопросы часто возникают из-за недостаточной осведомленности.
Организаторы известного телевизионного шоу «Улица Сезам» приняли умное решение добавить в замечательную программу новую куклу с именем Джулия, которая страдает от расстройства аутистического спектра. Джулию управляет мама маленького куклы, который также имеет эту особенность. Такая работа позволяет родителям увидеть, что ни в каких действиях детей с различными психологическими нарушениями нет ничего страшного. Этим образом демонстрируется, как нужно взаимодействовать с аутистом, а также какую реакцию можно от него ожидать. Это помогает детям с диагнозом «автизм» не чувствовать себя «чужими воронами», что крайне важно.
Экспертное мнениеЕкатерина Валова, специалист в области психологииПревосходная идея шоу «Улица Сезам» включить в мультфильм персонажа с аутизмом, которая весьма положительно влияет на общество, в котором взрослые образованы о различных отклонениях в развитии и использует их как учебный материал для детей.
У нас еще не сформировалась культура общения взрослых с людьми, страдающими какими-либо отклонениями. Дети до подросткового возраста копируют поведение своих родителей и учителей, поэтому важна программа просвещения для взрослых. Здорово, что что-то начало меняться в детской сфере. Увы, среди взрослых по-прежнему существует стереотипный взгляд, источником которого часто служат фильмы, такие как «Рэйнмен», и чувство недоверия и страх намечаются по отношению к детям и взрослым, страдающим отклонениями, подпитывается мыслью «Это их вина, и меня это не касается».
Заграничный опыт
Путешественники, которые случайно наблюдали, как удивительным образом организована работа с детьми с нарушениями развития, восхищаются особой заботой и высоким уровнем занятий — и реабилитационных, и общеобразовательных. В странах Америки дети с синдромом Дауна участвуют в экскурсиях в зоопарк и дельфинарий, а в Европе дети с ДЦП и РАС успешно адаптируются в обществе и учебе вместе с детьми без особых диагнозов. Какие уроки мы можем извлечь из этого опыта?
Заметки экспертаМарк Собжак, тренер по спорту для детей, отец ребёнка с отставанием в развитии, НидерландыДети вырастают вместе с самого начала. До тех пор, пока не требуется индивидуальное обучение, дети с типичным развитием и отличающиеся от них не делятся на классы. Они играют вместе до 8-9 лет, и практически невозможно услышать критические замечания типа «он странный» или «он уродливый». Взрослый мир может классифицировать поведение и внешность, но дети обращают внимание на внутренний мир. Для них важно, чтобы игра была веселой и интересной, а не обсуждать внешность. Нормальные дети не придают значения отличиям или диагнозам, пока взрослые им это не объяснят. Это является частью дискриминации: сосредоточенность на отрицательных качествах вместо выявления позитивного.
Инклюзивная система не предполагает включения кого-либо куда-либо, дети естественным образом растут и учатся вместе. Дети с различными отклонениями движутся вперед, никого не отставляют. Разнообразные образовательные программы не означают, что особый ребёнок должен быть изолирован от остальных. Даже те дети, которые обучаются в специальных школах, участвуют в спортивных мероприятиях обычных заведений. Разнообразие во внешности, национальности, поведении — все это воспринимается детьми как норма. И они не делают на это упреки.
Истории про Франкенштейна
Поделимся искренними рассказами родителей со всего мира, желающих сохранить анонимность.
Могу сказать так — я проживаю в городе, где в школах приблизительно 20-25% детей с особыми потребностями. Здесь собраны дети с разными диагнозами, и учатся они вместе: нормотипичные дети и те, у кого есть отклонения. До 8-9 лет они играют и общаются вместе, и практически не слышно злых комментариев вида «он ненормальный» или «уродливый». Для детей пока не существуют такие понятия как классификация, диагнозы, пока им не объяснят, что кто-то отличается. И это хорошо, потому что важно, как приятно быть вместе с ребёнком — друг или не друг. Дети научены оценивать не внешние параметры, а внутренний мир человека.
В инклюзивной системе дети никого не «включают» — просто они растут вместе и учатся. Дети с разными отклонениями двигаются вперед, никого не оставляют позади. Разнообразие программ не значит, что особенные дети обречены на изоляцию. Даже дети, учащиеся в специальных школах, участвуют в общих мероприятиях и программах. Увидев на раннем этапе различия в людях, дети принимают эту разнообразность как норму и не дискриминируют других.
Видео по теме:
Вопрос-ответ:
Что такое аутизм и как его можно определить?
Аутизм — это неврологическое расстройство, которое влияет на коммуникацию, социальное взаимодействие и поведение. Определить аутизм можно по ряду признаков, таких как нарушения в общении, повторяющееся поведение, трудности в социальном взаимодействии и чувствительность к стимулам.
Какие методики и подходы помогают детям с аутизмом развиваться и интегрироваться в общество?
Существует множество методик и подходов, которые могут помочь детям с аутизмом развиваться и интегрироваться в общество. Некоторые из них включают в себя аналитическую поведенческую терапию, речевую терапию, игровую терапию, музыкальную терапию, социальную интеграцию и обучение навыкам самообслуживания.
Какие особенности обладают дети с аутизмом и почему их часто неверно понимают?
Дети с аутизмом могут обладать особенностями в общении, восприятии мира и поведении. Они могут испытывать трудности в понимании чувств других людей, а также в выражении своих собственных эмоций. Из-за этого их часто неверно понимают и могут относиться к ним с недостаточным сочувствием и терпимостью.
Какие существуют стереотипы о детях с аутизмом и как с ними бороться?
Одним из распространенных стереотипов о детях с аутизмом является мнение, что они неспособны к общению и обучению. Для борьбы с такими стереотипами необходимо образовывать общественность о реальных способностях и потенциале детей с аутизмом, а также предоставлять максимальные возможности для их развития и интеграции.
Какие позитивные черты могут проявиться у детей с аутизмом и как их раскрывать?
Дети с аутизмом могут проявлять такие позитивные черты, как оригинальность мышления, креативность, внимательность к деталям и стойкость в достижении целей. Для раскрытия этих черт необходимо создавать поддерживающую и стимулирующую среду, где дети с аутизмом могут проявить свой потенциал и обрести уверенность в себе.
Что такое аутизм и как его можно распознать у детей?
Аутизм — это неврологическое расстройство, которое проявляется в нарушениях социального взаимодействия, коммуникации и поведения. Детей с аутизмом можно распознать по ряду признаков, таких как нарушения в развитии речи, повторяющиеся движения или слова, отсутствие интереса к социальным взаимодействиям, а также чувствительность к определенным звукам или осязанию.
Как можно помочь детям с аутизмом их развитии?
Для детей с аутизмом очень важна поддержка и индивидуальный подход. Специалисты могут помочь разработать индивидуальную программу развития, которая учитывает особенности каждого ребенка. Также важно работать над развитием навыков социального взаимодействия и коммуникации, включая использование альтернативных способов общения, таких как пиктограммы или жестовая речь.