Детский лепет: что важно знать о речи малышей

Когда ребенок произносит свое первое слово, это всегда особенный момент! Некоторые мамы и папы устраивают между собой состязание: кто услышит первое слово от малыша, а другие втайне восхищаются успехами своего чада в сравнении со сверстниками. Наблюдение за процессом формирования умения говорить у ребенка является захватывающим и забавным занятием. Малыш, который только недавно издавал невнятные звуки, постепенно начинает произносить слова и объединять их в осмысленные предложения. Это действительно чудо!

Однако некоторым родителям приходится сталкиваться с задержкой в развитии умения говорить. Причин для этого может быть множество, но главное — обратиться к профессионалу вовремя. Сегодня наш Сайт расскажет о том, как происходит формирование умения говорить у детей, на что нужно обращать особое внимание, и возможно ли помочь ребенку «разговориться»?

Путь от «гу-гу» к полноценным фразам

Дорога от «гу-гу» до полноценных предложений

Эксперты выделяют три ключевых этапа в развитии речи у детей, каждый из которых подразделяется на более мелкие периоды. Процесс освоения языка происходит под влиянием окружающей среды малыша: поэтому важно, чтобы родители внимательно следили за своим общением в присутствии ребенка.

  • Первый этап: доязыковой

В первый месяц жизни ребенок взаимодействует с окружающим миром только через крик и плач.

На втором месяце появляются первые звуки и бессознательное бормотание, а уже на третьем месяце малыш начинает издавать звуки, которые наполняются первичными эмоциями. Например, ребенок может реагировать более ярко на маму, чем на других людей.

На 4-м месяце происходит длительное гуление, а к 5-му месяцу ребенок начинает лепетать. Этот лепет состоит из повторяющихся слогов «ма-ма, ба-ба», которые могут быть произнесены с разной длительностью и громкостью.

Возрастает так называемое «псевдослово» примерно к 7 месяцам. Это последовательность слогов, объединенных общей интонацией и мелодикой. Ребенок обычно использует псевдослово, чтобы выразить свои потребности или эмоции. Этот язык не несет явной смысловой нагрузки, однако он важен для освоения интонационного строя родного языка. В это время малыш также активно воспринимает речь и артикуляцию взрослых.

Первые слова из слогов обычно появляются к возрасту 8 месяцев и относятся к предметам.

В период с 9 по 11 месяцев ребенок начинает усваивать интонации, мелодику и речевой ритм. Под руководством взрослых он учится узнавать звуковые образы предметов, произносит свои первые слоговые цепочки, пытаясь соединить их друг с другом.

Читать далее