Как приучить ребенка к дисциплинированности?

Отсутствие дисциплины часто ассоциируется с детской непослушностью. Почему дети не следуют и не повинуются взрослым? Чем обусловлено непослушание в семье, детском саду и школе? Какие методы могут помочь взрослым научить детей слушаться и уважать их просьбы?

Изменение привычек воспитания

Если у малыша с самого детства не внушают простейшие правила поведения, то в будущем он столкнется с целым вороем сложностей. В основном, они связаны с общением и взаимоотношениями. Дети, которые постоянно нарушают установленные нормы в коллективе, не только не понимают учителей, но и вне зависимости от парней стараются избегать близких связей с ними. Хотя каждый ребенок стремится к дружбе, к общению, к пониманию, что его принимают в обществе. Лишение дисциплины может стать серьезным поводом для возникновения проблем с общением и взаимоотношениями.

Семья — это первый институт, который оказывает влияние на формирование индивидуальности ребенка. Отношение к дисциплине у него зависит от того, как родители устанавливают стандарты поведения в семье. Если они сами не придерживаются простейших правил, то ребенок, когда им потребуется следовать эти же правила, вероятно, не станет этого делать. Поэтому тщательно напоминать ребенку о его поведении — это практически бесполезно. Родители должны сначала обратить внимание на свое отношение к себе, к жизни, к окружающим людям, чтобы понять, какой образ они показывают своим детям.

Причины недисциплинированности у ребёнка

Причины недисциплинированности у ребёнка

Непостоянство расписания. Способ, как ребенок придерживается графика сна, отдыха и питания, определяется его привычками. Когда дети с самого детства привыкают к упорядоченности, в дальнейшем им проще справляться с увеличивающимися требованиями к дисциплине. Это видно еще в детском саду, где педагоги вводят порядок, организуют игры и занятия. Позже в школе учителя ставят требования перед всем классом и каждым учеником индивидуально. В семье тоже есть свои требования, от соблюдения которых часто зависят отношения между детьми и родителями.

Иногда случается, что ребенок не в курсе о том, как себя вести в общественных местах — в банке, поликлинике, магазине. Ошибкой некоторых родителей является то, что они игнорируют семейное воспитание детей. Они не объясняют им, зачем нужно контролировать свою физическую активность, как следует поддерживать умеренный тон голоса и почему важно уважать психологическое пространство других людей. Чтобы ребенок научился чему-то, его сначала нужно научить этому. Основные навыки формируют именно родители.

Дети не привыкли соблюдать порядок в бытовых и организационных моментах. Это проявляется в отсутствии желания умываться и застлать постель, привычке оставлять вещи где попало, не убирать вещи на свои места. С самого малого возраста ребенок должен понимать, что каждая вещь в доме имеет свое место, и находиться она должна именно там.

Разнообразные требования со стороны взрослых. Когда несколько поколений одновременно воспитывают ребенка — мама, папа, бабушка и дедушка живут вместе — часто возникает ситуация, когда каждый из них ставит перед ним свои уникальные требования. От сочетания этих требований зависит уровень дисциплины в семье.

Недопонимание внутри семьи проявляется на поведении детей

Недопонимание внутри семьи проявляется на поведении детей

История из личной практики.

На прием пришли ребенок 6 лет, с жалобами на то, что в последнее время он стал совершенно неуправляем: устраивает истерики по любому поводу, грубит и хамит родителям, не выполняет простейшие просьбы и задания. После проведенной работы стало ясно, что ребенок находится в постоянном взаимодействии не только с родителями, но и с бабушкой и дедушкой — все члены семьи проживают вместе. Оказалось, что требования, предъявляемые к ребенку в семье, значительно различались. Родители пытались научить сына соблюдать порядок, не допускать манипуляций, не баловать, учили завершать начатое дело. Бабушка, в свою очередь, зачастую, когда родители были не дома, демонстрировала с ним прямо противоположное отношение к правилам и организованности. Ей казалось жалко внука, который на ее взгляд «Просто мучился от родителей» — ей показалось, что они лишали его детства и портили настроение. Оставшись наедине с ребенком, бабушка начинала игру под названием «Давай останемся против родителей и ничего не скажем им». Таким образом, она уделяла целый день увеселения малыша, делала за него все, а когда родители возвращались с работы, говорила, что сын все сделал сам — полил цветы, покормил кота и прочее.

В результате таких «партизанских» домашних игр, внутри ребенка начал развиваться внутренний конфликт. С одной стороны, ему было весело использовать преимущества, которые давала ему бабушка, в то время как это приносило радость и удовольствие, но с другой стороны, он чувствовал сильное недовольство несправедливым поведением. Он ощущал себя, словно, находился между двух огней, видел противоречия между взрослыми и думал, что что-то не так с ним. В этой ситуации совместная психотерапия помогла взрослым прийти к компромиссу между собой. После того, как напряженность между ними снизилась, ребенок успокоился, стал более дисциплинированным и даже начал с удовольствием выполнять просьбы взрослых.

Рекомендации родителям

Рекомендации родителям

Рекомендации родителям

  • Для создания у детей привычки к порядку важно сохранять свою позицию и не отступать, даже если они начинают капризничать и сопротивляться вам.
  • Необходимо помнить, что важно сначала уделить внимание ребенку, а затем предъявлять требования. Таким образом, он будет выполнять поручения в хорошем настроении.
  • Мотивация играет важную роль в развитии у ребенка дисциплины. Когда малыш понимает, для чего он делает то или иное действие, его желание и сила увеличиваются. Поощрение после этого только усиливает стремление соблюдать правила.
  • Важно оценить баланс разрешений и запретов в семье. Если запретов слишком много, ребенок часто вынужден сдерживать свои эмоции, что отнимает у него много энергии на подавление чувств и не оставляет сил на выполнение просьб родителей.
  • Дети легче подчиняются тем, кто для них авторитет и у кого установлены доверительные отношения.

Видео по теме:

Вопрос-ответ:

Какие методы можно использовать для приучения ребенка к дисциплинированности?

Для приучения ребенка к дисциплинированности можно использовать различные методики, такие как установление четких правил и границ, поощрение хорошего поведения, пример собственным поведением, обучение самоконтролю и т.д. Важно выбирать подходящие методы в зависимости от индивидуальных особенностей и возраста ребенка.

Какова роль родителей в формировании дисциплинированности у ребенка?

Родители играют ключевую роль в формировании дисциплинированности у ребенка. Они должны быть последовательны в своих требованиях, обучать правилам и нормам поведения, поощрять хорошее поведение, быть авторитетом для ребенка. Важно также обеспечить эмоциональную поддержку и общение с ребенком.

Как долго может занять процесс приучения ребенка к дисциплине?

Процесс приучения ребенка к дисциплине может занять разное время в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, ранее сложившихся привычек и особенностей воспитания. Некоторым детям удается быстро освоить правила и стать более дисциплинированными, а для других это может потребовать более продолжительного времени и терпения.

Каким образом можно сделать процесс приучения ребенка к дисциплинированности интересным и эффективным?

Для того чтобы процесс приучения ребенка к дисциплинированности был интересным и эффективным, можно использовать игровые методики, поощрять достижения ребенка, создавать условия для успешного применения новых навыков, учитывать индивидуальные особенности и интересы ребенка. Важно также поддерживать позитивное общение и эмоциональную связь с ребенком.

Какие ошибки следует избегать при приучении ребенка к дисциплине?

При приучении ребенка к дисциплине следует избегать слишком строгого и авторитарного подхода, несбалансированного наказания или поощрения, отсутствия последовательности в требованиях и правилах, игнорирования эмоциональных потребностей ребенка. Важно учитывать индивидуальные особенности и потребности ребенка, обеспечивать поддержку и общение.

Какие методы можно использовать для приучения ребенка к дисциплинированности?

Существует множество методов, которые могут помочь приучить ребенка к дисциплине. Например, определение четких правил и границ, поощрение хорошего поведения, наказание негативного поведения, установление регулярного расписания и т.д. Важно подходить к каждому ребенку индивидуально и выбирать методы, которые будут наиболее эффективными для него.

Какой возраст лучше всего начинать учить ребенка дисциплине?

Важно начинать формирование дисциплины у ребенка с самого раннего возраста. Однако методы приучения к дисциплине будут меняться в зависимости от возраста ребенка. Например, для малышей важно устанавливать регулярные ритуалы и правила, а для подростков — обсуждать с ними значение ответственности и последствия невыполнения правил.