У каждой семьи уникальные принципы и традиции поведения, которые обусловлены как воспитанием родителей, так и культурно-социальными условиями. Дети нередко копируют действия своих близких, поэтому важно следить за собственным поведением, чтобы стать для них примером правильных поступков. Подобный подход поможет ребёнку усвоить нужные навыки и алгоритмы действий.
Какие действия считать неправильными у детей? Какие методы влияния на них являются наиболее безопасными и эффективными? Как развивать с ребёнком уважительные и дружеские отношения, не прибегая к строгим мерам наказания?
Как узнать, что ребёнок нуждается в перевоспитании?
Все специалисты утверждают однозначно, что необходимо изменить детский характер, если вы обнаружите хотя бы один из следующих признаков в поведении вашего ребенка:
- проявление скандалов (ребенок кидается на пол, шлепает ногами и руками по двери, ведет себя агрессивно, намеренно портит вещи и мебель);
- не желание выполнять просьбы родителей (не хочет убирать свои игрушки или ложиться спать);
- игнорирование слов родителей (не слушает указания, при этом, делает все по-своему);
- открыто выражает враждебность (ругается, бросает вещи, бьет взрослых);
- проявляет агрессию к младшим членам семьи — братьям или сестрам — обижает животных;
Такое поведение крайне нежелательно, так как затрудняет социальную адаптацию малыша в обществе, разрушает отношения в семье, способствует возникновению агрессии у взрослых и детей. Поэтому необходимо исправлять подобное поведение.
Почему ребёнок ведет себя неправильно?
Это часто происходит по следующим причинам:
- непомерные требования к ребёнку (родители ожидают абсолютного подчинения, не принимают ошибок, хотят, чтобы ребёнок вел себя как взрослый);
- дети сопротивляются, если игнорируются их естественные склонности (когда заставляют ребенка играть на скрипке, а он не терпит музыку);
- желание привлечь внимание (для детей очень важен интерес к ним);
- ребёнок понял, что может получить желаемое таким образом (например, еще раз прокатиться на карусели или получить еще один молочный коктейль);
Важно не только требовать от малыша правильного поведения, но и сами взрослые должны вести себя соответственно. Ведь дети повторяют все, что видят и слышат от своих родителей. Если взрослые постоянно выражают негативные эмоции, проявляют агрессию и неуравновешенность, то и ребенок будет вести себя так же в любых конфликтных ситуациях.
Стоит ли поощрять ребенка за хорошее поведение?
Взгляды всех специалистов в области психологии сходятся — безусловно, да. Каждому ребенку, так же как и взрослому, очень важно признание своих достижений и побед. Для детей всех возрастов неоспоримо важно получать похвалу от мамы и папы в первую очередь. Часто родителей интересует — как лучше поощрять ребенка, и каким должно быть это поощрение? Ответ на этот вопрос довольно прост — это может быть что угодно: сладости, игрушки, время на любимые занятия и, конечно, добрые слова. Однако, значительную роль играет не только то, что родители говорят своему ребенку, но и то, что они чувствуют и передают ему своими эмоциями.
Поэтому, если они будут говорить ему похвалу вслух, но внутри себя думать, что с ним что-то не так — он слабый, скучный, неинтересный, жалкий, с ним не все в порядке — тогда дети каким-то образом почувствуют эту ложь, и все усилия и слова родителей не принесут желаемого результата.
Как полезна похвала для детей?
Для стимулирования детей применяются два основных метода:
- Похвала. Необходимо высказывать признание ребенку в каждом случае, когда его поведение является хорошим или образцовым. При этом важно поощрять немедленно, чтобы объяснить малышу, за что его похвалили.
Дети стремятся к тому, чтобы получить признание от своих родителей. Для них важно знать, что они самые умные, способные и успешные. Главное условие — делать похвалу искренне.
- Когда родители говорят приятные слова о своих детях в присутствии других людей, это приносит радость детям. Эти похвалы могут стать мотивацией для их дальнейших хороших поступков. Важно, чтобы слова типа «Я горжусь тобой!», «Ты настоящий сокровище!» или «У меня самый лучший ребенок!» звучали с искренностью. Детские психологи отмечают, что отношение родителей к своим детям оказывает огромное влияние на их поведение и самооценку. Как только родители перестают видеть в детях проблемников и начинают гордиться ими, дети становятся более уверенными и успешными.
Рекомендации родителям по воспитанию детей
Чем использовать вместо наказаний?
- Средством регулирования детского поведения может стать время. Установление временных рамок подходит для моментов, когда ребёнок не может сдержать свои эмоции. Родитель объявляет: «Я ставлю будильник на 15 минут. У тебя есть время для проявления своих чувств (крик, слезы, раздражение), но когда зазвучит сигнал, нужно успокоиться». После такого уведомления родители не должны ожидать ответа от ребёнка, так как он, вероятно, будет противиться. Инструкция должна быть ясной и не подлежащей обсуждению.
- Когда дети капризничают, это часто выражение их отрицательных эмоций. Иногда родители не выдерживают вспышек детской ярости, обиды, разочарования, агрессивных проявлений и стремятся пресечь такое поведение. В результате дети либо теряют контроль, либо замыкаются в себе.
Желаемое поведение. Когда дитя ведет себя непослушно, родители часто используют выговоры или упреки. Вместо этого, нужно попытаться разобраться в причинах поведения ребенка и направить его в нужном направлении. Например: старший сын игнорирует младшего брата и пристает к маме. Не стоит обвинять его в недостойном поведении и унижать его. Вероятнее всего, ребенок просто ревнует к матери. Тогда она, чтобы поддержать обоих детей, сможет предложить старшему: «Тебе хочется поиграть со мной? Мне тоже хочется! «. Таким образом, ребенок почувствует себя понятым, и его агрессия уйдет. Также можно предложить ему заботиться о младшем — научить его правилам игры.
Применение альтернативных методов воспитания детей вместо применения суровых наказаний приводит к отличным результатам. Когда эти методы используются вместе или по отдельности, они эффективно управляют поведением ребенка. Однако, если их применение не приносит желаемого эффекта, рекомендуется обратиться за помощью к профессионалу, в частности, к детскому психологу.
Видео по теме:
Вопрос-ответ:
Как можно влиять на ребенка, не используя методы наказания?
Существует множество способов влиять на ребенка без применения наказаний. Например, можно поощрять желаемое поведение, общаться с ребенком на равных, устанавливать четкие границы и правила, а также быть примером для него.
Какие методы воздействия на ребенка считаются наиболее эффективными без использования наказания?
По мнению психологов, наиболее эффективными методами воздействия на ребенка без наказания являются поощрение, обучение через игру и моделирование желаемого поведения.
Могут ли родители влиять на ребенка, не прибегая к наказаниям?
Да, родители могут влиять на ребенка без применения наказаний. Поддержка, понимание, уважение и личный пример имеют большое значение в формировании поведения ребенка.
Какие психологические приемы помогают воздействовать на ребенка без наказания?
К психологическим приемам, которые помогают воздействовать на ребенка без наказания, относятся позитивное подкрепление, эмоциональная поддержка, эмпатия и установление доверительных отношений.
В чем заключается основная разница между влиянием на ребенка без наказания и со стандартными методами воспитания?
Основная разница заключается в том, что при воздействии на ребенка без наказания акцент делается на поощрении, поддержке, участии и эмоциональной связи, в то время как стандартные методы воспитания часто связаны с применением строгих правил и наказаний.
Как можно оказывать влияние на ребенка без применения наказаний?
Существует ряд способов воздействия на ребенка без наказания. Например, можно использовать поощрения и похвалу для стимулирования желаемого поведения. Также важно устанавливать четкие правила и границы, объяснять им ребенку и быть последовательным в их соблюдении. Развивать эмоциональное и психологическое поддержку, общаться с ребенком на равных и уважать его мнение.
Как научить ребенка самостоятельности и ответственности без применения наказаний?
Для развития самостоятельности и ответственности у ребенка можно использовать методы поощрения и мотивации. Например, давать ему возможность принимать решения самостоятельно в пределах безопасности, поощрять их и помогать в решении возникших проблем. Также важно обучать ребенка важности ответственного поведения и чувству собственной значимости.