Когда все не так, как кажется: 6 фактов о зрительных иллюзиях

Не верьте своим глазам: порой мир оказывается совсем не таким, как вам кажется. Подробнее о зрительных иллюзиях — в статье Сайт.

Во всем виноват мозг

Интересно, что основную информацию об окружающем мире человеку предоставляет, не столько зрительные органы, сколько мозг. Хоть и через глаза мы получаем изображение, но его обработка осуществляется в коре больших полушарий. Именно здесь происходит появление разнообразных зрительных иллюзий.

Один из ярких примеров — иллюзия Эдварда Адельсона. Она представляет собой два квадрата, где верхний светлый, а нижний темный. При этом второй находится в тени. На первый взгляд, кажется, что квадраты отличаются друг от друга. Однако, на самом деле, они идентичны по цвету.

Почему это происходит? Мозг работает таким образом: он старается определить, где находится объект, на который он сфокусирован. Подсказки для этого могут дать тени. Человек видит квадраты, а мозг анализирует: верхняя часть освещена, значит, светлая, а нижняя часть находится в тени, значит, темная. В результате возникает ощущение, что два одинаковых квадрата имеют разные оттенки.

Еще одна интересная иллюзия для мозга — это движущиеся изображения. Например, знаменитая изогнутая змея, придуманная японским психиартом Акиши Китаокой. Врач утверждает, что на самом деле змея остается неподвижной, но для людей она кажется в движении. Психиатр отмечает: если змея движется медленно, значит, у вас все в порядке. Если же быстро — вам нужно как можно скорее отдохнуть.

Современные эксперты опровергают мнение японского психиатра о том, что скорость движения изображения не имеет значения. Просто у каждого человека свое восприятие. У одних мозг быстрее обрабатывает иллюстрацию, у других это занимает больше времени. Но результат один: глаза быстро перемещаются по визуальному полю, и мозг обрабатывает картинку. Нам кажется, что картинка движется, когда на самом деле она остается неподвижной.

Кстати, восприятие изображения может зависеть от того, как на него посмотреть. Примером этому служат картины-перевертыши, где один человек видит зайца, а другой — утку, в зависимости от угла обзора.

Кстати, аналогичным методом пользовались мастера живописи, создавая произведения, которые могли напоминать то грудь овощей, то человеческое лицо — как на полотнах Джузеппе Арчимбольдо. Или вводили в замешательство наше сознание, изображая «то, чего не существует в реальности», как это сделано на работах Эшера.

Иллюзии — это не галлюцинации

Иллюзии — это не галлюцинации

Читать далее