Какие игры подойдут для игры с малышом и когда можно начинать играть в настольные игры — вопрос, который часто задают себе родители, в том числе и при опытных. Опытным, конечно, проще: растущий ребенок интересуется тем, что делают старшие дети, и присоединяется к играм, часто раньше, чем обычно (что, в общем, здорово). Но когда действительно стоит начинать играть в настольные игры и какие?
Единого ответа нет и быть не может: все дети разные, с разными темпераментами. Но есть общие рекомендации. Итак, какие настольные игры можно играть с детьми, начиная с одного года.
Настольные игры для малышей от года до трех
Цель настольных игр для маленьких детей от 1 года — не только развлечь, но и развить внимание и моторику. Сами игры обычно не длительны — в таком возрасте длительное удержание внимания сложно. Что подойдет?
- Начиная с года, детям нужно предложить игровые наборы с парными предметами или игры на угадывание, где живет тот или иной предмет. В них дети узнают названия цветов, формы, различные вещи и животных.
- Простейшие балансиры с крупными деталями также подходят для самых маленьких. Начинать лучше с кубиков и пирамидок, а уже после освоения таких игр малыш может попробовать что-то поставить на неустойчивую основу.
- С двух лет дети начинают осваивать пазлы. Сначала это может быть пазл-книжка с разделенными пополам страницами, где нужно соединить правильные пары (или посмеяться над неправильными), головоломки из четырех частей. С возрастом в пазлах будет больше деталей.
- Для развития логики с двух лет можно играть в лото или даже детское домино — с картинками.
- Креативность и способность к творчеству у детей развивают практически все игры, потому что возрастные особенности мозга способствуют формированию большого количества нейронных связей. Для развития внимания и моторики предложите ребенку настольные игры, в которых нужно составить изображение по образцу (а затем можно придумывать свои варианты).
Идеальные игрушки для развития можно создать самостоятельно: вам понадобится лишь картонный лист, разноцветные лоскутки или бумажные кусочки, крупные пуговицы (либо, например, крупные сухие макароны) и краски.
Помните!
Для малышей в возрасте до трех лет необходимы яркие, контрастные детали, причем такого размера, чтобы малыш не мог их проглотить, засунуть в нос или в ухо. Какие опасности могут грозить, помимо очевидных последствий, и какие предметы часто обнаруживают в детских ушах, можно узнать в статье «Грибок, жучок и паучок».
Настольные игры для детей от трех до пяти лет
На данном этапе развития мышления особенно важны игры, которые способствуют усвоению основных принципов логики и пространства. Иными словами, игры, в которых требуется выполнить определенные условия. Например, распределить все овощи по грядкам, а животных по домикам, выпустить всех рыб в озеро и так далее.
Такие игры обычно имеют разные уровни сложности и игровые поля, что позволяет развлекать детей в разном возрасте не только один день. Какие игры будут подходящими для детей возрастом от 3 до 5 лет?
- При наличии достаточной терпеливости у малыша самые простые варианты – «пятнашки», «крестики-нолики», «цветовые ряды» и игры с картами (основные варианты Уно, Свинтус и тому подобные уже можно приступать к изучению).
- Если ребёнок свободно говорит, начинайте играть в «Крокодила», «фанты» и подобные, где необходимо объяснить словами или невербально, что изображено на картинке. Эти игры хороши для групп из 3-4 детей и более (поэтому можно предложить играть в детском саду). Они способствуют развитию образного мышления, навыков общения – как вербального, так и невербального (жесты, мимика, позы).
- Настольные игры-«ходилки» также стоит начать играть с трех лет: большинство малышей готовы к изучению условий и правил простых стратегий. Кроме того, подобные задания помогают перейти на следующий уровень развития логического мышления, начать изучать арифметику.
Можно приобрести такие развивающие игры, лиоприобрести, можпт сами создать на куске картона, нарисовав «трассу» с ячейками различных оттенков, «ловушками», быстрыми переходами и прочими элементами. Сюжет подойдет для любого возраста.
Важно запомнить, что все участники должны следовать правилам без обмана и проявлений эгоизма. Только в этом случае ребенок научится предвидеть последствия своих действий на несколько шагов вперед. Это первые шаги к формированию причинно-следственных связей.
А вы знали?
«Играть в бирюльки» – это просто многолюдное времяпрепровождение. Но на самом деле игра в бирюльки была популярной у детей прошлых веков. Она была доступна как для детей из богатых семей, так и для детей из бедных семей.
В одном из вариантов игры использовались разнообразные фигурки, вырезанные из дерева (иногда из ценных пород, такие игрушки продавались вместе с дорогим шоколадом как подарок на Рождество). Фигурки высыпали на стол и каждый игрок, по очереди, вытаскивал палочкой с крючочком фигурку, не допуская падения других. Побеждал тот, у кого было больше фигурок.
А дети из бедных семей играли в бирюльки с использованием обычных палочек.
Сегодня можно купить бирюльки с фигурками в магазине, а игра с палочками может порадовать детей во время прогулки на природе.
Настольные игры для старших дошкольников
- В возрасте 5-6 лет дети могут играть в традиционные карточные игры, такие как «девятка», «акулина» и другие, где основная цель — избавиться от всех карт или определенной карты. Они могут также насладиться игрой в полную версию «Уно». Карточные игры помогают запоминать множество значений и правил, тренируют внимание и развивают стратегическое мышление.
- Шашки, шахматы, «морской бой» — отличный способ развить математические и логические способности. Хотя знание цифр и букв не является обязательным, необходимо умение сосредотачиваться на длительное время. Для более опытных старших дошкольников подойдут кубики «Квиркл».
- Появляется интерес к объемным головоломкам в возрасте 5-6 лет — детям нравится собирать трехмерные «пазлы» из деталей различной формы или умещать их в рамку, а также сложные головоломки на распутывание.
- Для повышения сложности игры можно перейти на новый уровень с «ходилками» и «стратегиями», усложнять задания в игре «Крокодил», подключать игры на развитие фантазии, например, «Имаджинариум», «Расскажи историю».
- Многим детям становится интересно собирать объемные головоломки (например, пирамидку из деталей разной формы, раскладывать их в определенном пространстве и др.), играть в более сложные версии «ходилок» и «стратегий», а также пробовать игры-викторины, соответствующие их возрасту.
- Игры, которые требуют распутывания загадок, игру ролей и достижения определенных целей, отлично подойдут старшим дошкольникам. К ним относятся, например, «Клуэдо», «Мафия», «Гномы». Не обязательно покупать игры, можно просто объяснить правила и использовать фишки для определения ролей.
- Для разнообразия также хороши игры на ловкость и скорость: настольный футбол, настольный хоккей, игры с таймерами для угадывания загадок (их можно использовать в игре «Крокодил»), «Операция», где нужно с помощью пинцета достать «органы» не задевая «пациента» и многое другое.
Эти игры для дошкольников — отличное развлечение и помощь в развитии. Если у вас есть немного времени на занятия с малышом, лучше всего выбирать именно такие активности. Ученые в США утверждают, что всего 30 минут качественного времени в 5-7 дней значительно улучшают взаимоотношения с детьми и помогают им почувствовать себя любимыми.
Важно помнить!
Качественное время означает, что выцеленные минуты полностью посвящены ребенку, и ничего больше. Особенно стоит избегать смартфонов: по данным израильских ученых, этот гаджет в 4 раза сокращает время общения матерей с детьми (Child Development). Также следует заниматься тем, что интересно ребенку.
При выборе игр для детей, важно не только учитывать их образовательные цели, но и следить за тем, чтобы игра была интересной и увлекательной. Поэтому лучше играть вместе, предлагать игры из собственного детства или придумывать новые. Развитие в раннем возрасте должно быть ориентировано не только на само по себе обучение. Иногда мы ошибочно понимаем это понятие: читайте статью «Какое раннее развитие на самом деле нужно ребёнку«.
Видео по теме:
Вопрос-ответ:
Какие настольные игры подойдут детям в возрасте до 3 лет?
Для детей до 3 лет подойдут простые игры, такие как «Лото» с картинками животных, различные пазлы или развивающие игрушки. Важно выбирать игры, которые развивают мелкую моторику и логическое мышление.
Какую настольную игру можно поиграть в компании с детьми разных возрастов, от 4 до 7 лет?
Отличным выбором для компании с детьми разных возрастов может быть игра «Доббль», которая развивает наблюдательность и быстроту реакции. Также подойдут игры вроде «Монополия Junior» или «UNO», которые просты в правилах, но при этом увлекательны и интересны для всех участников.
Какие настольные игры пользуются наибольшей популярностью среди детей до 7 лет?
Среди детей до 7 лет особенно популярны игры вроде «Uno», «Имаджинариум», «Змейка и Лестница» или «Ну, погоди!». Эти игры просты в усвоении правил, развивают логику, внимательность и социальные навыки.
Как повысить интерес детей к настольным играм и сделать игровой процесс более увлекательным?
Чтобы дети охотнее играли в настольные игры, можно проводить игры в форме турниров или состязаний, использовать призы или награды за победу, а также выбирать игры, которые соответствуют интересам конкретного ребенка (например, игры с его любимыми персонажами из мультфильмов или книг).