Воображаемые друзья у детей: как они появляются и что делать?

Новый сосед в вашем доме — это замечательное событие, но что делать, если это замечает только ваш ребёнок? Феи, лучшие друзья из детства, старшие товарищи и даже Карлсон, живущий на крыше, — все они часто посещают воображение детей. Однако читать о Карлсоне и Малыше не так интересно, как слушать своего собственного ребёнка, рассказывающего о приключениях со своим невидимым другом. Не волнуйтесь, как советовал сам Карлсон. Все это совсем не страшно. На сайте можно узнать о трёх причинах появления воображаемых друзей у детей и как справиться с их выходками.

Мир ребёнка: между фантазией и реальностью

Мир ребёнка: между фантазией и реальностью

Мир ребёнка: фантазийный и реальный

У детей в возрасте от 3 до 5 лет происходит интенсивное развитие фантазии и воображения. В этом возрасте начинаются сюжетные игры, в которых малыш придумывает истории, действия и реплики для своих игрушек в соответствии со своим воображением. Чаще всего игрушки отражают увиденные ситуации или сюжеты из сказок. Ребенок может выступать в роли одного из персонажей или же режиссировать всю «постановку». Наблюдая за играми и принимая в них участие, можно понять, как дети видят различных взрослых, различать конфликты и обучать малыша разным видам реакций, поучая его.

Начиная с пяти лет, дети активно начинают развивать сюжетно-ролевые игры не только с игрушками, а с другими детьми. Профессиональные ролевые игры помогают детям идентифицировать себя с определенным полом, учат играть различные социальные и профессиональные роли. Сказочные или приключенческие сюжеты, где побеждают враги, также популярны среди детей. Но что делать, если настоящих друзей или знакомых нет поблизости, или другие дети не хотят играть в те игры, которые предлагает ребенок?

Почему появляется выдуманный друг детства? 

  • Одной из причин выдумывания воображаемого друга у ребёнка является социальная необходимость. В отсутствие сверстников и необходимого внимания со стороны взрослых, дети могут создать в своем воображении вымышленного друга, чтобы утолить желание общения и игр в массовом формате. Особенно это актуально для тех детей, которые проводят большую часть времени только с близкими взрослыми, такими как мама, няня или бабушка. В этом случае недостаток общения со сверстниками может привести к появлению воображаемого друга как способ борьбы с одиночеством.

Ещё один вариант, вытекающий из особенностей социальной жизни детей: необходимость в сюжетах, где ребёнок становится старшим, более опытным, успешным. Это часто случается у младших детей, воспитываемых с избытком не только родителями, но и старшими братьями и сестрами. В таких случаях ребёнок передаёт свои навыки воображаемому «младшему», используя выражения, услышанные у родственников.

  • Вторая возможная причина – страх и потребность в поддержке. В этом случае воображаемый друг детства возникает по тому же принципу, что и у взрослых. Только взрослые не позволяют воображению царить, а ограничиваются историями о «знакомом, у которого была такая проблема». А дети действуют в реальном мире полностью.

Обычно появление выдуманного друга у детей происходит во время стрессовых ситуаций, таких как переезды, болезни, смерть близких или домашних животных, ссоры между родителями и другие.

  • Еще одной причиной может быть страх последствий шалостей. Что делать, если хочется конфету, но мама запретила? Или если ну очень сильно хочется нарисовать на стене, но теперь боишься наказания? В таких случаях придет на помощь выдуманный друг – воображаемый спутник, который не понесет наказания за шалости. И ребенок сам по себе ни в чем не виноват.

Как вести себя родителям, если у детей появляются выдуманные друзья?

Что делать родителям с выдуманными друзьями детей?

Что делать, если у малыша появился невидимый компаньон? Возникает вопрос: как правильно отреагировать на его рассказы о друге? Лучше ли игнорировать ситуацию или активно включиться в процесс?

Читать далее