Воображаемые друзья у детей: как они появляются и что делать?

Новый сосед в вашем доме — это замечательное событие, но что делать, если это замечает только ваш ребёнок? Феи, лучшие друзья из детства, старшие товарищи и даже Карлсон, живущий на крыше, — все они часто посещают воображение детей. Однако читать о Карлсоне и Малыше не так интересно, как слушать своего собственного ребёнка, рассказывающего о приключениях со своим невидимым другом. Не волнуйтесь, как советовал сам Карлсон. Все это совсем не страшно. На сайте можно узнать о трёх причинах появления воображаемых друзей у детей и как справиться с их выходками.

Мир ребёнка: между фантазией и реальностью

Мир ребёнка: между фантазией и реальностью

Мир ребёнка: фантазийный и реальный

У детей в возрасте от 3 до 5 лет происходит интенсивное развитие фантазии и воображения. В этом возрасте начинаются сюжетные игры, в которых малыш придумывает истории, действия и реплики для своих игрушек в соответствии со своим воображением. Чаще всего игрушки отражают увиденные ситуации или сюжеты из сказок. Ребенок может выступать в роли одного из персонажей или же режиссировать всю «постановку». Наблюдая за играми и принимая в них участие, можно понять, как дети видят различных взрослых, различать конфликты и обучать малыша разным видам реакций, поучая его.

Начиная с пяти лет, дети активно начинают развивать сюжетно-ролевые игры не только с игрушками, а с другими детьми. Профессиональные ролевые игры помогают детям идентифицировать себя с определенным полом, учат играть различные социальные и профессиональные роли. Сказочные или приключенческие сюжеты, где побеждают враги, также популярны среди детей. Но что делать, если настоящих друзей или знакомых нет поблизости, или другие дети не хотят играть в те игры, которые предлагает ребенок?

Почему появляется выдуманный друг детства? 

  • Одной из причин выдумывания воображаемого друга у ребёнка является социальная необходимость. В отсутствие сверстников и необходимого внимания со стороны взрослых, дети могут создать в своем воображении вымышленного друга, чтобы утолить желание общения и игр в массовом формате. Особенно это актуально для тех детей, которые проводят большую часть времени только с близкими взрослыми, такими как мама, няня или бабушка. В этом случае недостаток общения со сверстниками может привести к появлению воображаемого друга как способ борьбы с одиночеством.

Ещё один вариант, вытекающий из особенностей социальной жизни детей: необходимость в сюжетах, где ребёнок становится старшим, более опытным, успешным. Это часто случается у младших детей, воспитываемых с избытком не только родителями, но и старшими братьями и сестрами. В таких случаях ребёнок передаёт свои навыки воображаемому «младшему», используя выражения, услышанные у родственников.

  • Вторая возможная причина – страх и потребность в поддержке. В этом случае воображаемый друг детства возникает по тому же принципу, что и у взрослых. Только взрослые не позволяют воображению царить, а ограничиваются историями о «знакомом, у которого была такая проблема». А дети действуют в реальном мире полностью.

Обычно появление выдуманного друга у детей происходит во время стрессовых ситуаций, таких как переезды, болезни, смерть близких или домашних животных, ссоры между родителями и другие.

  • Еще одной причиной может быть страх последствий шалостей. Что делать, если хочется конфету, но мама запретила? Или если ну очень сильно хочется нарисовать на стене, но теперь боишься наказания? В таких случаях придет на помощь выдуманный друг – воображаемый спутник, который не понесет наказания за шалости. И ребенок сам по себе ни в чем не виноват.

Как вести себя родителям, если у детей появляются выдуманные друзья?

Что делать родителям с выдуманными друзьями детей?

Что делать, если у малыша появился невидимый компаньон? Возникает вопрос: как правильно отреагировать на его рассказы о друге? Лучше ли игнорировать ситуацию или активно включиться в процесс?

  • Не следует отрицать, издеваться или настаивать на том, что друг существует только в воображении. Такой подход может заставить ребенка сомневаться в себе. Если родители не признают вымышленную историю (хотя мир полон сказок), это может показаться ребенку странным?
  • Однако самому напоминать о воображаемых друзьях, приглашать их за стол или на улицу не стоит. Лучше подождать, пока сам ребенок сам начнет говорить о них.

Что еще можно сделать?

  • Если ребенок просит поиграть, можно присоединиться и узнать о предпочтениях невидимки, его привычках, увлечениях. Не стоит делать акцент на том, что друг всего лишь выдумка. Ведь если ребенок рассказывает сказку, мы же не беспокоимся об этом, а поощряем его творческое воображение.
  • Если воображаемый друг ведет себя как беспорядочный хулиган, несоблюдает правила в доме, то нужно применить к нему те же принципы воспитания, что и к настоящим друзьям. Ведь хороший друг не будет совершать подобные поступки, разбивать посуду и убегать?
  • Избавиться от воображаемых друзей можно, заменив их реальными: расширить круг общения, помочь завести новых знакомых вне привычного круга во дворе или детском саду. Помочь ребенку найти друзей, которые разделят его интересы, записаться на курсы по интересам, пойти на новую площадку.
  • Хороший способ перенести воображаемого друга в мир фантазии — нарисовать историю про невидимку вместе с ребенком, придумать рассказ о его приключениях, прочитать вместе с семьей, показать друзьям.

Дети в возрасте от 2 до 8 лет, выдумывающие воображаемого друга, совершенно нормальное явление, которое помогает им справляться с неприятными ситуациями и развивать свои навыки в общении. Кроме того, через такие выдумки родители могут лучше понять своих детей, узнавать, что их беспокоит, что их волнует, и что их интересует.

Видео по теме:

Вопрос-ответ:

Почему дети начинают общаться с воображаемыми друзьями?

Дети начинают общаться с воображаемыми друзьями в основном из-за одиночества или недостатка реальных друзей. Это может быть способом для ребенка справиться с эмоциональными проблемами или просто веселым способом провести время.

Могут ли воображаемые друзья навредить ребенку?

Воображаемые друзья редко представляют угрозу для ребенка. Однако, если ребенок начинает отказываться общаться с реальными людьми или его поведение становится странным из-за воображаемого друга, стоит обратить внимание и обсудить это со специалистом.

Как родителям помочь ребенку, у которого появились воображаемые друзья?

Родителям важно поддерживать ребенка, не осуждать его за общение с воображаемыми друзьями и по возможности понять причину, по которой у него появился такой друг. Важно также поощрять ребенка общаться с реальными друзьями и проводить больше времени в обществе со взрослыми.

Сколько времени может продолжаться фаза общения с воображаемыми друзьями?

Фаза общения с воображаемыми друзьями может быть временной и зависит от каждого конкретного случая. В большинстве случаев это проходит само по себе по мере того, как ребенок взрослеет и находит больше интересов в реальном мире. Однако, если поведение ребенка вызывает беспокойство, стоит обратиться за помощью к психологу или педиатру.