При развитии речи у детей важно ориентироваться на возрастные стандарты. Однако до двух лет большее значение имеет точно определить, взаимодействует ли и насколько эффективно взаимодействует ваш малыш, чем сосредотачиваться на определенном количестве слов в его словаре или на календарную дату.
Если у вас возникают затруднения с пониманием или общением с ребенком и вы начинаете беспокоиться, является ли это признаком задержки в развитии речи, задайте себе следующие вопросы. И если хотя бы на один из них ваш ответ будет «Нет», обратитесь к педиатру или неврологу для обследования и диагностики.
Ваш ребенок пытается разговаривать?
К 12 месяцам каждый здоровый малыш по норме должен начинать активно общаться с вами словесно. Имитация слов и слогов (например, му-му и а-а) в этом возрасте считается за полноценное слово.
Интересный факт!Для развития речи очень важными являются ритмичные стишки и потешки, которые помогают детям запоминать и воспринимать родной язык с самого младшего возраста. Ученые из Кембриджского университета провели исследование и пришли к выводу, что начинать использовать эти методики в развитии детей желательно с семи месяцев жизни. Важно не затягивать с их применением, так как это может негативно повлиять на развитие речи.
Проявляет ли ребёнок интерес к другим людям?
Когда другие люди входят или выходят из комнаты, ребенок должен обратить на это внимание и отреагировать. Реакции могут быть разными: улыбка при виде знакомого человека, плач при вашем уходе или попытка последовать за вами, когда вы уходите из комнаты.
Ребенку интересно наблюдать за действиями других людей, такими как еда, чтение книги или игра с игрушкой поблизости.
Активен ли он в расширении своего словарного запаса?
Как только малыш начнет использовать новые слова, вы увидите постоянное развитие его языковых навыков. Когда слова усваиваются, они остаются в словаре и укрепляются. Из этого момента количество слов должно только увеличиваться.
Обратите внимание!Если словарный запас вашего малыша после года не пополняется уже несколько месяцев, или если ранее он использовал определенное слово, а теперь оно исчезло без замены — это повод задуматься и обратиться за помощью к специалистам.
Реагирует ли ребенок на музыку?
У большинства детей наблюдается какая-то реакция на музыку. Если ваш ребенок аплодирует, качает телом или пытается танцевать, кивает, машет руками, напевает или пытается петь, это хороший знак. Если же он этого не делает, возможно, у него есть проблемы со слухом или восприятием звуков, или же с выражением реакции.
Пытается ли он подражать звукам, которые слышит?
Хотя каждый человек имеет уникальный голос, манера высказывания вашего ребенка должна отражать те звуки, которые он слышит в своем окружении.
Например, гласные звуки могут быть вытянутыми или короткими и даже резкими, если так говорят в вашем крае, и это абсолютно нормально. Однако эти звуки не должны звучать искаженно или неточно для вашего ребенка.
А вы знали?Дети уже до рождения начинают улавливать особенности мелодии своего родного языка: они слышат, как мама и другие люди разговаривают рядом с животом. И после рождения они реагируют ярче на свою носительскую речь, нежели на иностранные. А ученые Парижского университета Декарта подтвердили, что чем разнообразнее разговоры мамы во время беременности, тем быстрее дети начинают воспринимать речь на слух и потом сами начинают разговаривать.
Правильно ли ребёнок произносит согласные?
Если звуки, издаваемые малышом, кажутся вполне нормальными, но он придумывает свои собственные способы произношения некоторых слов, которые не улучшаются со временем, это может вызвать тревогу. Например, это может проявляться в частом пропуске начальных или конечных согласных или постоянной замене Л на Т.
Узнает ли малыш своё имя и реагирует ли на него?
Когда вы называете имя ребёнка, он должен повернуться или посмотреть прямо на вас. Дети могут начинать это делать уже в 6 месяцев. Если же это не происходит к 12 месяцам, это серьёзный симптом проблем.
Использует ли малыш больше жестов, чем слов?
Если в семье нет традиции использовать жесты, то они не должны стать основным способом общения ребенка с окружающими. При этом, если малыш все же использует жесты, то они должны быть понятными и четкими, а не просто маханием руками или указанием пальцем. До двух лет ребенок должен начать говорить больше слов, чем использовать жестов.
Понимают ли другие люди ребенка?
У родителей бывает специальное понимание с их детьми, которого не испытывают посторонние люди — даже близкие, но редко видящие ребенка. Если вам приходится иногда выступать в роли переводчика для других, это нормально. Однако, если вашему ребенку 3 года, а люди по-прежнему просят вас «перевести с детского», это уже повод для тревоги.
Способен ли ребенок выполнять простые устные инструкции?
Некоторые родители уделяют всю свою заботу своим малышам, не задумываясь о возможных проблемах с развитием речи. Попробуйте остановиться и оценить, может ли ваш ребенок выполнять простые устные просьбы, например: «Принеси свою шапку», или «Дай мне медведя», или «Поднеси книгу папе».
Присутствуют ли словосочетания в речи?
К двум годам ребенок должен начать сочетать слова в осмысленные фразы. Он может сказать: «Где мама», «дай пить», «хочу гулять», хотя слова могут быть произнесены неправильно. Если к двум с половиной годам дети этого не делают, обсудите это с врачом — это повод для беспокойства.
Имитирует ли ваш ребенок вашу речь?
Отсутствие имитации звуков или жестов у ребенка в годовом возрасте может свидетельствовать о возможных проблемах. Разнообразные примеры таких имитаций могут включать в себя мяуканье кошки, лай собаки, повторение слов родителя «Ой-ёй!» или жест «пока-пока»; игру в «ку-ку», аплодисменты и повторение жестов детских игр «на голове сидит цветочек».
Были ли у ребёнка ушные инфекции?
Если у ребенка было более двух случаев отита в первый год жизни или у него были ушные инфекции, которые были диагностированы слишком поздно, то возможны проблемы со слухом. Важно обсудить с врачом любые травмы ушей и головы из прошлого, так как они могут влиять на речевое развитие ребенка.
Другие причины задержки речи
Существуют и другие факторы, которые могут объяснить задержки в развитии речи. Ответив «Да» на следующие вопросы, можно объяснить отклонения от норм развития.
Есть ли у ребенка старшие братья или сестры?
Бывает, что старший ребёнок выступает от имени своего младшего брата или сестры и заставляет вас думать, что у них задержка в развитии, хотя это не так. Им не дают возможности самим высказываться. Однако это может скрыть настоящую задержку. Важно регулярно общаться с малышом наедине, чтобы удостовериться, что он способен самостоятельно общаться.
У вас близнецы?
Иногда близнецы и двойняшки могут развивать уникальные способы общения между собой. Исследователи из Queensland University of Technology отметили, что такие дети могут развивать навыки речи и коммуникации с разной скоростью, чем другие. Хотя иногда специалисты беспокоятся, если криптофазия затягивается, в большинстве случаев все проходит нормально. Лучший способ понять различия — изучить уникальные проблемы развития речи у таких детей.
Вы говорите дома на двух или более языках?
Если ваш ребенок регулярно общается на нескольких языках (включая жестовой), может быть, что он начнет говорить медленнее. Это обычно не является признаком настоящей задержки в развитии.
Представьте себе, что у вашего малыша мозг работает в два раза активнее при обработке слов и выражений, и тогда станет понятно, почему у билингвов требуется больше времени для развития коммуникативных навыков.
Есть ли проблемы с речью?
Чаще всего временное заикание у детей появляется в раннем детстве и является нормальной частью их речевого развития. Однако, если заикание не проходит примерно через полгода после начала или сопровождается ненормальной мимикой лица, обратитесь к врачу.
Видео по теме:
Вопрос-ответ:
Мой малыш уже 1,5 года, но практически не говорит ни одного слова. Это нормально?
В 1,5 года многие дети только начинают активно использовать слова, но если ребенок совсем не произносит речь, то стоит обратить внимание на другие признаки проблемы, такие как отсутствие понимания простых команд, отсутствие попыток коммуникации или использования жестов.
Какие другие признаки проблемы с речью у малыша я должен обратить внимание кроме отсутствия разговорной речи?
Помимо отсутствия разговорной речи, стоит обращать внимание на реакцию ребенка на звуки, способность различать интонации, использование жестов и попытки коммуникации, понимание простых команд и показываемых предметов.
Мой ребенок год и три месяца, но он только издает негласные звуки и не пытается произносить слова. Это нормально для его возраста?
В 15 месяцев дети часто начинают произносить первые слова, поэтому отсутствие любых попыток произнесения речи в данном возрасте может быть сигналом проблемы. Рекомендуется обратиться к специалистам для оценки ситуации.
Что делать, если мой малыш не реагирует на звуки и не проявляет интерес к общению?
Если ваш ребенок не реагирует на звуки, не показывает интерес к общению и не проявляет инициативы в коммуникации, важно обратиться к врачу для профессиональной консультации и оценки развития. Раннее выявление проблем поможет начать своевременное лечение и коррекцию.
Как можно помочь малышу начать развивать речь, если у него наблюдаются проблемы?
Для помощи в развитии речи у малыша с проблемами важно проводить специальные упражнения и игры, обращать больше внимания на коммуникацию, читать книги, петь песенки, использовать речевые модели и обращать внимание на реакцию ребенка на ваши слова и действия.